Семь футов под килем

Григорий Машкевич, исполнительный директор Columbia Shipmanagement Ukraine:

Григорий Машкевич, исполнительный директор Columbia Shipmanagement Ukraine

Периодически общаясь с молодыми судоводителями, я с удивлением обнаружил, что молодые ребята часто не знают, что такое Under Keel Clearance (UKC).

csm flag

Попробую объяснить, что это такое, на пальцах и без высшей математики.

Если совсем просто, то для того чтобы судно плавало, нужен минимальный запас воды под килем, иначе судно просто сядет на грунт. А сколько сантиметров или метров воды под килем нужно для судна? Одинаков ли запас воды под килем должен быть для небольшого судна и для супертанкера? Раньше это решал капитан, сообразуясь с собственным опытом.

Возьмем простой пример: судно в грузу пришло в порт со средней осадкой 10 м. Глубина канала 10,5 метров, и старый опытный капитан, который не раз уже бывал в этом порту, принимает решение не ждать прилив и с ходу идти к причалу. Молодой капитан в такой же ситуации наверное подумает, что полметра под килем маловато, и примет решение стать на якорь и дождаться прилива.

Кто из них прав, и как поступить? И, главное, как не посадить судно на мель?

Вот для этого наша компания Columbia Shipmanagement и разработала Under Keel Clearance Policy. В сущности, все очень просто. Для того, чтобы унифицировать различный тоннаж, было принято решение, что любое судно Columbia Shipmanagement у причала в статике должно иметь запас воды под килем (UKC) 10% от максимальной осадки, то есть при осадке судна 10 м, под килем возле причала должно быть не менее 1 м запаса воды.

В каналах (narrow channel) и на мелководье (shallow water) любое судно нашей компании должно иметь 15%, а в открытом море 25% UKC от максимальной осадки. А как отличить плавание по мелководью и открытое море? Все очень просто – имея под килем две и менее осадки считается, что судно на мелководье, и нужно соблюдать UKC 15%. Если под килем 2 и более осадки, то считается, что судно в открытом море, и UKC должен быть не менее 25% от осадки. Эта достаточно простая и понятная философия заложена в расчетах плана перехода (passage plan, UKC calculation), и каждый навигационный офицер нашей компании должен произвести соответствующие расчеты, принимая во внимание множественные факторы, как то: проседание судна, ветер, приливы, крен судна, плотность воды и др.

Особое внимание нужно уделять проседанию судна (squat) при плавании на мелководье, где проседание на больших скоростях проявляется особенно сильно. И не стесняйтесь указать лоцманам, что на определенных участках нужно сбавлять скорость чтобы соблюдать UKC. Тот, кто хоть однажды плавал по каналу Хьюстона, знает, что американские, да и впрочем другие лоцманы грешат стилем “шумахера”, и первая команда лоцмана часто начинается с “full ahead”.

Начиная писать эту статью, я думал как ее назвать, и вдруг понял, что старое морское пожелание “семь футов под килем” и есть очевидно первая Uder Keel Clearance Policy, регламентирующая запас воды под килем судов. Раньше парусные суда имели маленькую осадку, и семь футов под килем наверное было достаточно для безопасного плавания. А давайте вместе посчитаем, достаточно ли 7 футов под килем в наше время?

Один фут = 30,5 cм х 7 = 2м 13 cм

Возьмем среднетоннажное судно, например, танкер 40 тыс. тонн дедвейтом со средней осадкой 12 м. Тогда у причала UKC должен быть 1,2 метра, на мелководье – 1,8 метров. Как видим, на удивление семь футов под килем (2м 13 cм) до сих пор соответствует современным условиям UKC для среднетоннажных судов. 

Всегда и везде соблюдая Under Keel Clearance Policy нашей компании, вам никогда не придется поднимать на навигационной мачте фигуру три шара по вертикали (судно на мели – vessel aground). Более подробную информацию по UKC вы можете найти в Safe Navigation Manual, а также во время тренинга “Safe Navigation” в нашем офисе.

Приглашаем молодых и амбициозных молодых ребят к нам в компанию – вы узнаете много полезного и интересного в вашей работе. Приходите – будет интересно.

Я желаю всем судоводителям спокойного моря, скорейшего возвращения к родным берегам и, конечно же, семь футов под килем.