Суда, которые нас удивляют: обзор самых необычных плавсредств

Судно-аквариум, контейнеровоз-парусник и плавучий госпиталь — какие еще удивительные проекты реализовал гений инженерной мысли?

2
1372

«Работник моря» подготовил обзор необычных плавсредств самого разного назначения: от промышленного и исследовательского до медицинского и туристического. Критерий отбора один — чем интереснее, тем лучше.

Самое большое действующее судно

Самым большим действующим судном в мире на начало 2015 года является трубоукладчик-катамаран Pioneering Spirit, в прошлом — Pieter Schelte. Этот теплоход предназначен для перевозки морских буровых платформ и прокладки подводных трубопроводов. Длина судна составляет 382 м, ширина — 124 м, а полное водоизмещение — 932 тыс. т — одно из самых больших.

Впрочем, всемирную известность теплоход получил не по причине величины, а из-за первого имени, возмутившего мировую общественность. Изначально судно назвали в честь морского инженера и бывшего нацистского преступника Питера Шелте Хирема, отца владельца компании Allseas. Многочисленные протесты вынудили компанию переименовать свое детище.

Очень маленький буксир

Рекордсмен миниатюризации, разработанный компанией ContainerTug буксир не превышает по размерам 20-футовый контейнер.

Маленькую лодку можно перевозить на борту старшего судна или даже в небольшом грузовичке точно так же, как и грузовой контейнер, а в случае необходимости спускать на воду с помощью обычного подъемного крана.

Парусный контейнеровоз

Как экологические, так и экономические соображения вдохновляют инженеров на разработку самых разнообразных проектов по сокращению потребления топлива. Реализуют далеко не все, но некоторые гибриды достойны упоминания. Один из них воплотили при строительстве грузового судна Vindskip, использующего собственный корпус в качестве гигантского аэродинмаического профиля. Эти своеобразные «паруса» позволяют экономить до 60% топлива и сократить вредные выбросы в атмосферу до 80%.

Судно также оборудовано электрической пропульсивной системой, работающей на сжиженном газе (LNG), которая поможет ему взять необходимый разгон для получения аэродинамической подъемной силы. Специальная компьютерная программа будет анализировать метеорологические данные и составлять оптимальный маршрут для наиболее эффективного использования энергии ветра.

Судно — аквариум

Танкер NVC 386 / Фото: Mercator Media
Танкер NVC 386 / Фото: Mercator Media

Как оказалось, попыткам построить промышленное судно-акваруим уже более 2 тысяч лет. Реализовал давнюю мечту концерн Rolls-Royce, построив танкер NVC 386, предназначенный для перевозки живой рыбы, по заказу норвежской компании Sølvtrans. Компания строила еще два таких танкера, тоже для Sølvtrans и компании Bakkafrost, специализирующейся на разведении лосося.

Рыбоводные заводы часто располагаются далеко от перерабатывающих предприятий. Спрос на лососевые продукты растет, но необходимость перевозки ценного товара в целости и сохранности заставляет задуматься об альтернативных способах хранения, например — на борту гигантского плавучего аквариума.

Длина такого танкера составляет 75,8 м, ширина — 16 м, объем резервуаров, способных вместить 450 тонн живой рыбы, — 3000 кубических метров. Суда оборудованы системой для борьбы с паразитами рыб и умеют разгружать рыбу как жидкий груз.

Плавучий госпиталь

USNS Comfort / Фото: defense
USNS Comfort / Фото: defense

Самыми большими судами-госпиталями в мире являются USNS Comfort и его «близнец» Mercy. На борту такого судна в стандартном режиме размещаются 700 медицинских работников, 5,000 доз донорской крови и 12 операционных, что неудивительно. Высоте судов могли бы позавидовать десятиэтажные высотки, а длина превышает три футбольных поля. По сути, оба госпиталя являются переоборудованными нефтянными танкерами, которые теперь служат в качестве плавучих операционных и доставляют медперсонал и медикаменты в те места, где они больше всего нужны.

К примеру, в рамках гуманитарной миссии Comfort отправился в плавание вокруг Южной и Центральной Америки и по территории Каррибского бассейна; в ближайшие пять месяцев медперсонал должен принять на борт более 100 000 пациентов.

Судно-перевертыш

Управление военно-морских исследований США владеет очень странным плавсредством для океанографических исследований — Floating Instrument Platform (FLIP). Платформа не умеет плавать самостоятельно, зато она великолепно принимает стабильное вертикальное положение, оставляя один конец на поверхности.

В вертикальном положении FLIP поднимается более чем на пять этажей в высоту. Во время переворота команда находится снаружи, на палубах. Большинство помещений на судне оборудованы двумя дверями, горизонтальной и вертикальной. Часть мебели умеет вращаться согласно текущему положению платформы, а некоторые предметы обстановки, например, столы на камбузе и раковины в умывальных комнатах смонтированы в двух экземлярах, чтобы моряки имели к ним доступ при любом положении судна.

FLIP был создан для изучения высоты волн, анализа аккустических сигналов, измерения температуры и плотности воды, а также сбора метеорологических данных.

Хай-тек круизеры

Norwegian Epic по праву владеет званием одного из самых высокотехнологичных круизных лайнеров.

Фото: parkwestgallery
Фото: parkwestgallery

На судне установлено более 10 000 точек доступа, позволяющих гостям и команде всегда оставаться на связи. Для геймеров оборудованы несколько игровых площадок с приставками PlayStation 3 и игровыми конслями Nintendo Wii. В номерах установлены интерактивные системы развлечений. Система распознавания лиц легко найдет в базе данные фото гостей, сделанные на аттракционах на борту судна.

На круизном лайнере Carnival Breeze оборудовали 5D кинотеатр Thrill. Показ обычных 3D фильмов сопровождается расширенными возможностями 4DX: движущимися сидениями, брызжущей водой, мыльными пузырями и особым механизмом, способным «щекотать» стопы гостей.

Фото: carnival
Фото: carnival

В номерах установили подключенные TV, позволяющие отправиться на виртуальную экскурсию по побережью, или изучить цифровую карту, на которой отображается текущая скорость, курс и местоположение лайнера.

Судно, который никак не удается построить: город на плаву

Первым плавучим городом, вероятно, был Ноев ковчег. Не удивительно, что с древних времен эта идея будоражила умы писателей и архитекторов. Так в конце 90х годов возник проект мобильной колонии в океане под названием Freedom Ship. Из-за кризисов строительство в разное время то откладывали в долгий ящик, то снова возрождали. В последний раз о возобновлении проекта плавучего города заговорили в ноябре 2013 г.

Общая концепция, безусловно, впечатляет. Расположившись на объединенных друг с другом баржах общей протяженностью 1317 м, колония станет домом для 50 000 человек. Архитекторы предусмотрели место для небольшого аэродрома для турбовинтового самолета, магазинчиков дьюти-фри, отелей, офисов и других удобств. Согласно плану, комплекс будет циклично курсиовать по всему свету, периодически останавливаясь рядом с большими прибрежными городами для торговли, туризма и пополнеия запасов.

Подводный отель-лодка

В Дубае компания Kleindienst Group строит трехуровневые отели-лодки, позволяющие постояльцам любоваться подводным миром и морской гладью одновременно.

Верхняя палуба такого плавучего дома открыта для желающих позагорать и насладиться свежим бризом; основной этаж расположен на уровне море, а спальня и ванная комнаты будут полностью под водой. Панорамные окна обеспечат вид на подводный мир. Отели планируют расположить рядом с рифами, так что пейзаж за стеклом обещает быть весьма живописным.

2 КОММЕНТАРИИ