Архимеду и не снилось: как узнать точный вес контейнера перед погрузкой?

0
1459
Фото: World Shipping Council

С 1 июля этого года грузоотправители будут обязаны заранее предоставлять судоходным компаниям и контейнерным терминалам информацию о подтверждённом весе контейнеров. Сведения должны быть получены до погрузки контейнера на судно. Их может предоставить любая инстанция, имеющая отношение к отправке груза: производитель, судовой агент или компания-экспедитор.

До этого грузоотправители указывали вес контейнера только в свидетельстве о погрузке, и эта информация не проходила никакой существенной проверки. Но поправка к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74) сделала обязательной верификацию веса после упаковки груза. Проверка должна устранить несоответствие реального веса контейнера тому, который указан в свидетельстве. Это поможет избежать травм во время операций в порту, повреждения грузов, потери контейнеров в море и перегрузки судна.

Но опросы, проведённые за несколько дней до вступления в силу новых правил, показали, что многие грузоотправители не представляют, как узнать точный вес упакованного контейнера. Допустим, крупные компании могут позволить себе установить специальное оборудование для взвешивания. Но что делать небольшим фирмам, у которых нет такой возможности, и которым теперь придётся отвечать за неточное указание веса в документах?

По статистике, в 35% свидетельств о погрузке вес контейнеров указан неверно. Правила контейнерных терминалов учитывают такие погрешности. Например, в Индии допустимым отклонением от указанного веса считаются дополнительные три тонны на контейнер. То есть, если судно перевозит 2.000 контейнеров, оно может быть перегружено на 6.000 тонн. Напоминаем, что стандартный 20-ти футовый контейнер весит около 2,3 тонны и вмещает в себя до 28 тонн груза.

Существенное различие между реальным и указанным в документах весом контейнера может привести к неправильному размещению груза, которое не будет соответствовать грузовому плану судна. Последствия этого могут быть трагичны: необъяснимый крен судна, рассыпавшиеся стояки, смявшиеся под чрезмерным давлением или упавшие за борт контейнеры. Если эти контейнеры содержат опасные вещества, результатом может стать экологическая катастрофа.

Поэтому с 1 июля, если грузоотправитель не предоставил информацию о подтверждённом весе контейнера до погрузки, этот контейнер просто не попадёт на борт судна – без исключений. Такие случаи весьма вероятны в первое время после вступления в силу новых правил.

«Судоходство не восприняло эти нововведения серьёзно, – считает Джей Кришнан, сотрудник логистической компании Natesa Iyer & Co в Ченнае, Индия. – Морские власти и организации проснулись в последнюю минуту и начали размахивать руками, предупреждая всех игроков рынка о переменах. Но ни у кого до сих пор нет дельного предложения, как обеспечить повсеместное взвешивание контейнеров».