Моряк будущего: программист, аналитик – или всё же моряк?

0
845
Фото: Rolls-Royce plc

Развитие судостроения каждый день бросает вызов профессионализму моряков: чтобы управляться с высокотехнологичным судном, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Кроме того, чем «умнее» судно, тем меньше экипаж, а значит, его члены должны уметь и знать больше. В том числе потому, что борьба за каждое рабочее место в этом маленьком экипаже постоянно усиливается. Прибавим к этому удалённое управление и всё время усложняющиеся протоколы безопасности – и профессия моряка предстаёт совершенно не такой, какой её привыкли видеть.

Окончательно расставить акценты в новых отношениях моряка и судна должен совместный отчёт Регистра Ллойда (LR), британской оборонной компании QinetiQ и Саутгемптонского университета, посвящённый мировым трендам в морских технологиях 2030 года. Важнейшая мысль отчёта: если судно станет супер-компьютером с удалённым управлением, то главное, с чем будет работать моряк – это информация. То есть, судну будет нужен программист особого типа. Судовые механики будут по-прежнему востребованы, но это будут уже другие судовые механики, больше похожие на системных администраторов.

Где же взять таких моряков? Новое поколение моряков нужно учить на новый лад, и делать это прямо сейчас, считают в LR. В пример приводят компанию Shell, которая разрабатывает для своих сотрудников тренинги прогрессивного типа.

«Наши моряки – это своего рода бизнесмены, – заявил доктор Грэхэм Хендерсен, вице-президент компании, на Лондонской неделе судоходства. – Я могу посетить любое судно в любой момент – и меня будет ждать аналитический отчёт, составленный из должным образом обработанных данных».

Хендерсон пояснил, что компания нанимает моряков «старого образца», и в процессе интенсивных тренировок делает из них работников моря нового поколения. На каком бы этапе карьеры ни находился моряк – от кадета до капитана – для него найдётся подходящая программа. В наличии есть также курсы переквалификации: офицеров с опытом работы на танкерах переподготавливают для работы на транспортировщиках LNG, принадлежащих Shell.

«То, как сейчас организована подготовка кадров в Shell – это модель будущего для всего флота, – считает профессор Аджит Шеной из Саутгемптонского университета. – В самом скором времени на борту судна понадобятся в первую очередь администраторы и операторы данных. Такие изменения происходят не только в судоходной индустрии – многие профессии сейчас полностью меняют своё лицо из-за внедрения высоких технологий».

Нужно в корне менять систему морского образования, сам подход к нему – такой вывод делает профессор Шеной. Для этого потребуются совместные усилия учебных заведений, работодателей, правительств и самих моряков.

Эндрю Линингтон, директор отдела коммуникаций международного союза моряков Nautilus, приводит пример радикальных перемен в морской профессии: должность офицера радиосвязи коренным образом изменилась с введением Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (GMDSS). Теперь офицер связи больше похож на инженера-электротехника.

«В Британии уже разработана пара существенных поправок к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW 78/95), – сообщает Линингтон. – Они должны усовершенствовать систему сертификации судовых инженеров. Наш союз постоянно следит, чтобы моряки получали должную техническую подготовку. Настоящий профессионал, попав на судно любого поколения, должен знать, что там к чему».

Но не будет ли моряку скучно служить «придатком к  машине» – вот вопрос, занимающий экспертов. Не утратит ли профессия свою романтическую притягательность? Линингтон полагает, что да, частично утратит. Профессор Шеной с этим категорически не согласен.

«Новые знания – вот настоящая романтика, – утверждает он. – А приятные и безопасные условия труда – это ещё романтичнее. Но главное здесь – не перестараться. Я знаю пару компаний, которые готовятся брать на работу моряков не меньше, чем с докторской степенью».

Профессор полагает, что в скором будущем умение обращаться с техникой и программным обеспечением будет цениться больше, чем собственно морская составляющая профессии.

«Это уже не будут моряки в традиционном смысле слова, – уверяет он. – Хотя, не исключено, что сложится дифференцированная система: на борту будут кадры с докторской степенью и минимумом знаний о море, которые отвечают за оборудование, и более традиционные моряки, на случай «сюрпризов» со стороны моря. В любом случае, чтобы понять, как будет работать новая образовательная схема, нужно начать её разрабатывать и внедрять».

«Сюрпризы со стороны моря» – вот фактор, о котором думают в последнюю очередь, когда речь заходит о компьютеризации и роботизации флота. Однако именно за морем останется последнее слово в споре. Моряк будущего запросто может быть интеллектуалом, доктором технических наук, кем угодно – если по-прежнему будет готов посмотреть в глаза опасности. В отличие от компьютерных систем, стихия до сих пор непредсказуема.