Евросоюз решил, что делать с немецким банком HSH Nordbank

Порт Гамбурга / Фото: nipic

Европейский Союз разрешил немецкому банку HSH Nordbank объявить более €8 млрд. ($9,1 млрд.) безнадёжным кредитом, переведя эти средства в банк проблемных активов. Это решение позволит HSH Nordbank, крупнейшему кредитору судоходства, базирующемуся в Гамбурге, остаться на плаву.

Около €6,2 млрд. из этой суммы может быть по рыночной цене переведено в проблемный банк под контролем северных немецких территорий – Гамбурга и Шлезвига-Гольштейна, которым принадлежит 85% HSH Nordbank. Еврокомиссия сообщила об этом 19 октября. Потери, неизбежные при таком переводе, будут покрыты государственной гарантией, бюджет которой составляет €10 млрд. Для предотвращения банкротства HSH Nordbank будет разделён на две части: холдинговую компанию и операционное подразделение, которое в будущем будет приватизировано.

csm flag

Эта договорённость является итогом двухлетних переговоров, в которых принимали участие Федеральное министерство финансов Германии и Европейский центральный банк. Похоже, неопределённое будущее HSH Nordbank начинает проясняться: во всяком случае, он не повторит судьбу ещё одного немецкого государственного банка, WestLB, закрытого Евросоюзом в 2012 году. Оба банка подвело одно и то же: они брали на себя излишний риск прямо перед финансовым кризисом, стремясь перерасти статус региональных кредиторов и стать инвестиционными компаниями.

Отправившись в проблемный банк, ненадёжные активы могут быть проданы новым инвесторам, имеющим вкус к риску, – хедж-фондам или фондам прямых инвестиций. Региональные правительства Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна решили, что реструктурировать HSH Nordbank таким образом будет гораздо эффективнее, чем ликвидировать. Во-первых, это даст банку шанс продержаться ещё какое-то время, во-вторых, в долгосрочной перспективе обойдётся дешевле налогоплательщикам.

Один из пяти государственных банков Германии, HSH Nordbank пострадал от финансового кризиса 2007-2010 годов и длительного спада в судоходной индустрии. Используя государственную поддержку, банк в избытке предоставлял кредиты, что и вышло ему боком с распространением кризиса. Когда к этому прибавился спад в морской отрасли, HSH Nordbank оказался не в состоянии выплачивать государственные гарантии даже после того, как в два раза урезал активы, оставив только €108 млрд., и сократил количество служащих с 5.000 до 2.500 человек.

Чтобы спасти HSH Nordbank, владельцам пришлось провести в 2009 году финансовое вливание в размере €3 млрд. капитала и €10 млрд. государственной гарантии. Позже фонд спасения банка Soffin предоставил €17 млрд. в качестве дополнительных гарантий ликвидности, что было одобрено Евросоюзом в сентябре 2011 года. В том же году кредиторы снизили гарантии до €7 млрд., надеясь на скорый подъём в судоходстве и рассчитывая сэкономить на сборах. Но кризис в морской отрасли затянулся, и через два года HSH Nordbank попросил восстановить гарантии в прежнем объёме, что и было предварительно одобрено Евросоюзом в июне 2013 года. Тогда же начались переговоры о возможной реорганизации и переводе проблемных активов.

«Это решительный и дальновидный шаг, – комментирует положительный исход переговоров Маргарита Вестагер, комиссар Евросоюза по вопросам конкуренции. – Во-первых, появилась реальная возможность продать большую часть банка. Во-вторых, будет создан прецедент приватизации, которая ведёт к оздоровлению, а это хороший пример для любого сектора пост-кризисной экономики. Остаётся надеяться, что дела в судоходной индустрии в ближайшем будущем пойдут на лад».