Uniteam Ukraine: Почему лесовоз – это хорошо, или Как заставить «сезонный» балкер работать круглый год

Максим Костин, директор Uniteam Ukraine
Максим Костин, директор Uniteam Ukraine

Одесский крюинг Uniteam Ukraine уже много лет занимается подбором кадров для крупных судовладельцев. Компания отправляет украинских моряков на контейнеровозы, балкеры, универсалы. Чуть больше года назад Uniteam получила в управление суда-новострои нового клиента из азиатского региона. По словам руководителя Uniteam Ukraine Максима Костина, расширение круга клиентов компании предоставляет нашим морякам гораздо больше возможностей для трудоустройства.

Работник моря: На каких типах судов работают моряки, которые обращаются в вашу крюинговую компанию?
Максим Костин: В первую очередь – это контейнеровозы вместимостью от 1.000 до 8.500 TEU. Один из европейских клиентов отдал нам в полный менеджемент два балкера типа handysize. Свыше двадцати балкеров этого же класса вошли в нашу базу после подписания соглашения с новым азиатским партнером. Это абсолютно новые суда, которые построены на верфях в Китае и Японии.

csm flag

Работник моря: Какие условия работы предлагают ваши партнеры украинским морякам? Какова продолжительность контракта, насколько велика зарплата, есть ли бонусы?
Максим Костин: Шкала зарплат у каждого судовладельца своя. Скажу лишь, что у всех наших работодателей среднеарифметическая зарплата комсостава примерно одинаковая как на контейнеровозах, так и на балкерах. Практически со всеми судовладельцами продолжительность контракта одна и та же – для комсостава это 4+1 месяц. А вот про бонусы хотелось бы рассказать подробнее. Работодатели по-разному поощряют своих моряков, но особенно эффективно работает в этом направлении наш новый партнер — азиатская компания China Navigation. Там практикуют отчисления в пенсионный фонд, причем не с зарплаты моряка, а напрямую от компании. Чем дольше вы работаете на судовладельца, тем больше денег он отчисляет в ваш пенсионный фонд.

Фото: Tomas Østberg- Jacobsen

Работник моря: Основываясь на вашем опыте, можно ли говорить, что судовладельцы сегодня успешно справляются с кризисом?
Максим Костин: К сожалению, далеко не все судовладельцы способны выдержать экономические трудности. Лучше всего себя чувствуют те компании, у которых есть свой флот, свои терминалы, постоянные линии и грузопотоки. Такие судовладельцы могут расширяться, вкладываться в строительство новых судов. Причем новострои проектируются под конкретную логистику и определенную линию. Тот же наш азиатский партнер разработал бизнес-план по строительству судов log carrier – современных лесовозов, которые по своей спецификации относятся к балкерам типа handysize. Универсальность такого флота заключается в том, что в зависимости от сезона, эти суда можно ставить и на другие линии для перевозки разных грузов, то есть транспортировкой бревен их функциональные возможности не ограничиваются. Такие лесовозы стоят на линии Австралия-Новая Зеландия-Китай, а в период сезонного снижения спроса на лес log carriers ставят на другие линии, например, по маршруту Южная Америка-США-Япония они возят соль. Могут log carriers перевозить и навалочный груз, например, зерно.

Конечно, учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке международных морских грузоперевозок, настолько прочными позициями, чтобы расширяться и строить новые суда, могут похвастаться далеко не все компании. Мы стараемся выбирать в партнеры надежных судовладельцев с хорошей репутацией, например, уже давно сотрудничаем с несколькими крупными немецкими компаниями. Да и к уровню и репутации партнеров из азиатского региона подходим предельно взвешенно.

Фото: Swire Bulk

Работник моря: В чем заключается специфика работы на разных типах судов?
Максим Костин: Работа на log carriers требует подготовки. На судне есть стензеля, которыми фиксируют бревна, и нужно уметь это делать. Для тех, у кого нет опыта работы на таких судах, в Uniteam совместно с компаниями-судовладельцами проводят интенсивные тренинги. Мы отправляем моряков в Бирму, где построен специальный тренажер. Он имитирует трюм, и там можно под руководством опытных инструкторов научиться крепить груз. Для механиков разработана своя программа тренингов, в рамках которой их учат работать с электронными двигателями и электрическими кранами.

Работник моря: С какой должности можно попасть на эти тренинги?
Максим Костин: Основная масса – это top five: капитан, старпом, старший механик, второй механик и электромеханик. Есть и эффективная mentoring program: старший комсостав, капитан и стармех, которые впервые идут в рейс от компании, на протяжении двух месяцев проходят различные тренинги, включая две недели на работающем судне аналогичного типа. И перелеты, и обучение морякам оплачивают (по базовой ставке).

Мы уже получили фидбеки от экипажей, отработавших первые контракты на новых судах, построенных в Китае. По отзывам моряков, суда очень качественные, на них отличное оборудование, жилищные условия высокого стандарта. Видно, что судовладелец инвестирует для себя, вкладывается в свое развитие.

Фото: Tomas Østberg- Jacobsen

Работник моря: Каких моряков ищет ваша компания?
Максим Костин: В первую очередь востребован top five, то есть старший комсостав. На балкеры мы также берем людей по кадетской программе, с рабочим дипломом, как deck-кадетов, так и engine-кадетов. В случае если у них есть рекомендация на промоушен, то их готовят к следующему шагу, и они идут уже четвертыми помощниками и четвертыми механиками. На новые суда, которые мы получаем в крю-менеджмент, часто идут наши эксы. Это моряки, которые работали с нами раньше. У таких людей есть некоторое преимущество – они уже работали с другими нашими судовладельцами, их знают. Могу сказать, что работой на China Navigation все довольны, и готовы снова туда возвращаться. Люди видят перспективы, стабильную работу, видят, что флот растет, получают высокие зарплаты.

Требования к персоналу у наших партнеров высокие, система отбора top five довольно строгая. Судоводителям желательно иметь опыт работы на handysize балкерах или на больших судах других типов. Обязательное условие – хорошее знание английского языка. Претенденты проходят психологическое тестирование, проверяется их знание английского. Следующий этап – интервью по Скайпу с quality-менеджером или суперинтендантом. Судоводителей «прогоняют» по профзнаниям, с механиками беседует технический суперинтендант. Если человек проходит, начинается тренинг: Сингапур, Китай, курсы, в зависимости от того, на какое судно ему предстоит отправиться и какую работу выполнять.

Работник моря: Много ли украинцев в составе экипажей судов ваших клиентов?
Максим Костин: Наш новый азиатский партнер работает с украинскими моряками уже больше 12 лет. Согласно отчету за 2015 год, украинцев на их судах в два раза больше, чем моряков из Европы и России. На судах под нашим крю-менеджментом – восточноевропейский комсостав и рядовой состав из Бирмы. Украинские моряки хорошо себя зарекомендовали, компании готовы расширять наше присутствие на рынке. Клиенты Uniteam Ukraine стремятся нанимать на свои суда как можно больше украинцев. Мы же, со своей стороны, сделаем все, чтобы работодатели были довольны кадрами из Украины.