Офицеры нарасхват: мировой флот ожидает нехватка кадров

0
1697

Несмотря на спад в темпах роста мирового флота, к концу 2019 года его ожидает нехватка офицерского состава. Рост спроса приведёт к росту зарплат.

Консалтинговое агентство по вопросам судоходства Drewry предупреждает: мировой флот вскоре столкнётся с дефицитом офицеров. К концу 2019 года морской отрасли дополнительно понадобится 42.500 офицеров, поскольку торговый флот планеты, выросший на 7% за последние пять лет, продолжает увеличиваться.

В настоящий момент индустрия также испытывает нехватку офицерского состава, но меньшую: мировой флот сейчас насчитывает 615.000 офицеров, а дефицит составляет 15.000 кадров. Согласно прошлогодним отчётам Drewry в 2014 году на флоте было 610.000 офицеров при нехватке в 19.000 кадров. Как показывает статистика, офицерский состав увеличился на 5.000 человек, но и дефицит тоже вырос. Нехватку обычно покрывают за счёт увеличения длительности рабочего времени. Никаких радикальных мер по устранению проблемы не предпринимается, так что в 2019 году она, скорее всего, ещё будет актуальна, несмотря на то, что темпы роста мирового флота несколько замедлились.

По сравнению с рынком судов, рынок работников моря более инертен. Дедвейт судов постоянно растёт, что делает их рынок более динамичным, но количество рабочих рук, которые эти суда обслуживают, остаётся прежним, поэтому рынок морских кадров меняется медленно, и назревающие проблемы обнаруживают себя не сразу, при анализе статистики за два-три месяца, а постепенно, иногда в течении года-двух. Такую медленно созревающую угрозу – как, например, дефицит офицеров – легко не заметить, чего стараются не делать в Drewry.

Нехватка офицерских кадров, очевидно, приведёт к денежной переоценке их труда. Несмотря на то, что стараниями Международной федерации транспортных рабочих (ITF) социальное обеспечение офицеров находится на высоте, размер оклада диктует рынок, который, находясь в спокойном состоянии, не склонен раскошеливаться. По крайней мере, особых прибавок к зарплате офицера между 2014 и 2015 годом не наблюдалось.

Впрочем, оклад морского офицера нельзя назвать мизерным. К примеру, капитан круизного лайнера получает порядка $8.000-10.000 в месяц, в зависимости от конкретного маршрута и стажа работы в компании. Старший помощник капитана получает $5.500-8.000, второй помощник — $4.700-7.000, третий — $4.500-6.200. Старший механик на том же лайнере зарабатывает $9.000, второй механик — $6.500-8.400. В 2019 году, с ростом спроса на офицеров, эти цифры также вырастут.

«Затраты на личный состав – зарплаты и полное обеспечение на борту – это основная статья расходов при перевозках, – отмечает Малькольм Юп, старший аналитик Drewry. – Очень важно держать эти затраты под контролем, особенно в таких неустойчивых секторах рынка, как транспортировки навалочных грузов». Что ж, время покажет, как судовладельцы будут справляться с контролем расходов на экипаж в условиях дефицита кадров. А пока что офицеры торгового флота, особенно молодёжь, с нетерпением ждут, когда они станут нарасхват.