Открой «сундук мертвеца»! Сто тонн серебряных рупий подняты со дна моря

0
241

Истории о кладах принято считать отголосками далёкого прошлого – эпохи Моргана и Дрейка. Но команда британских энтузиастов, недавно поднявшая с морского дна 100 тонн серебряных монет, не согласна, что времена охоты за сокровищами остались позади.

Находка, которую оценивают в $50 млн., лежала на дне с 1942 года, когда затонул пароход City of Cairo, перевозивший монеты из Бомбея в Британию. Серебряные рупии были частью средств, отозванных из Индии в Лондон, чтобы пополнить военный бюджет. Но пополнение не состоялось – 6 ноября 1942 года, в 480 милях к югу от острова Св. Елены, немецкая субмарина заметила столб дыма, выходящего из трубы парохода.

Подводная лодка немедленно выпустила торпеду. Снаряд достиг цели и серьёзно повредил судно. City of Cairo дал крен, экипаж заметался в лихорадочных попытках покинуть пароход. Через десять минут, в разгар эвакуации, в судно попала вторая торпеда, и City of Cairo пошёл ко дну. К счастью, почти весь экипаж успел спастись, но груз серебряных монет оказался на глубине в 5.150 м.

Судно и груз считались безвозвратно утраченными на протяжении семидесяти лет. Но в 2011 году команда британских подводных спасателей Deep Ocean Search (DOS) обнаружила объект искусственного происхождения среди хребтов и ущелий морского дна Южной Атлантики. Группа тут же заключила с британским правительством контракт на дальнейшие поиски.

«Мы просто исследовали наш участок, когда наткнулись на эту штуку, – рассказывает руководитель группы Джон Кингсфорд. – Лично я ни в чём не был уверен. Но если твои люди говорят тебе, что они что-то видели – значит, они видели».

Методичное исследование участка дна, по площади равного двум Лондонам, заняло несколько недель. Наконец, искомый объект был найден – оказалось, это действительно City of Cairo. Ныряльщикам удалось извлечь большую часть пятидесятимиллионного груза. Остатки роковой торпеды, погубившей судно, были обнаружены неподалёку.

«Там сильно изрезано дно, – поясняет Кингсфорд. – Рельеф головокружительный – до некоторых мест просто не добраться».

Поднятые со дна монеты были переданы в британское казначейство, после чего расплавлены и проданы за неуказанную сумму. Выручку поделили между казначейством, изначальным владельцем рупий, и ныряльщиками, которым полагался определённый процент от спасённого имущества. В качестве трофея команде также достался винт от торпеды.

Спасательные работы завершились в сентябре 2013 года, но Министерство транспорта Британии долго запрещало команде DOS разглашать информацию. Только в апреле нынешнего года группа смогла похвастаться самой глубоководной операцией по спасению имущества в истории.

…После того, как тонущий City of Cairo скрылся под водой, немецкая субмарина всплыла на поверхность и подошла к спасательной шлюпке, где ютился экипаж парохода. Капитан субмарины Карл-Фридрих Мертен объяснил британским морякам, как добраться до ближайшей суши.

Из 311 членов экипажа только шестеро погибли вместе с судном. Остальным предстояло нелёгкое трёхнедельное путешествие на шести спасательных шлюпках, которое унесло жизни ещё 104 моряков. Наконец, британский пароход Clan Alpine подобрал 154 выживших по пути на остров Св. Елены. Ещё 47 были спасены британским торговым судном Bendoran и доставлены в Кейптаун, столицу Южно-Африканской республики.

«Это была самая тяжёлая наша операция – не только технически, но и эмоционально», – утверждает глава спасательной группы.

Последняя спасательная шлюпка была найдена у побережья Южной Америки через 51 день после гибели City of Cairo. К тому времени только двое из нескольких десятков моряков всё ещё были живы. По иронии судьбы, одному из них оставались считанные дни: третий помощник капитана Джеймс Уайт погиб, когда судно, на котором он плыл домой, затонуло, подбитое ещё одной немецкой торпедой.

В последний раз побывав в подводном ущелье, где нашёл вечный приют City of Cairo, ныряльщики из команды DOS оставили на судне табличку с надписью: «Мы пришли сюда с почтением».